Интервью с Александром Старолатом, Mottor (ex.LPmotor)
HR Агент продолжает встречи с людьми, создающими бизнес-пространство в нашем городе. Последняя встреча была с Александром Старолатом, СЕО компании Mottor (ex.LPmotor). История и внутренняя жизнь уникальной Пермской ИТ компании, создавшей продукт, с которым работают более 3х млн. пользователей в 13 странах. Обсуждение современных подходов в управлении, размышления о взглядах на жизнь, деньгах, пути и результатах.

— Александр, расскажите, с чего все начиналось: как пришла идея, как искали единомышленников?
— Начиная с 2005 года я занимался многими проектами: это были ремонты квартир, студия дизайна, аутсорсинг маркетинговых услуг, магазин часов, дверей… но меня всегда влекло в сферу ИТ, в область создания сайтов и интернет-маркетинга.

Я занимался консультированием клиентов по маркетингу и всё чаще вставал вопрос о том, как генерировать трафик клиентов через интернет. Тогда появились первые landing pages (наиболее доступный и простой в создании вид сайта) и аудитории нужен был инструмент для тестирования таких страниц. На рынке уже были готовые решения, но ими было очень сложно пользоваться. Хотелось сделать инструмент, который мог бы использовать любой предприниматель без специальных знаний в программировании, верстке или дизайне.

На одном из бизнес-тренингов чудесным образом я познакомился с Сашей Бакулиным, спросил, чем он занимается, он сказал, что у него интернет-магазин по продаже радиоуправляемых моделей. У него этот бизнес не пошел, но мне понравился его сайт я поинтересовался, у кого он его заказывал. Он ответил, что сделал его сам, и что он работает программистом в Прогнозе. И я сказал: - «Круто! Тогда нам надо встретиться и пообщаться! У меня как маркетолога есть «боль» в создании сайтов, это очень сложно и тяжело. Надо делать свою платформу для сайтов, так как на это есть спрос».

В скором времени мы оставили все текущие проекты и плотно занялись своим. Официальный релиз состоялся 23 июля 2013г., и мы начали очень быстро расти (спустя 3 месяца наш продукт уже использовали 15000 человек), тогда же стали искать первых сотрудников. В первую очередь нам нужны были специалисты технической поддержки, так как мы с Сашей сами полдня отвечали на вопросы клиентов и остальные полдня дорабатывали продукт. Примерно тогда же к нам присоединилась Ира. Изначально, она пришла на support, а теперь она исполнительный директор, так что сразу понятно, куда в нашей компании можно расти талантливым людям.
— На данный момент вы достигли существенных успехов. Какой был путь? Какие сложности и фейлы были за эти 7 лет?
— Мы собрали все возможные и невозможные грабли, на которые можно наступить в разработке ИТ-продукта: 4 раза переписывали сервис и запускали новый. Мы много экспериментировали и на данный момент нашли себя. Мы уже не страдаем детскими болезнями, когда заставляют сотрудников водить хороводы и петь гимны компании. У нас были периоды, когда мы пытались это внедрить насильно, но наши сотрудники умные и адекватные, а такие вещи насильно насадить взрослым людям невозможно…

Точно также мы пытались создать свои обучающие школы разработки, верстки… Сейчас мы этим не балуемся, потому что это отвлекает ресурсы всей команды, специалистов высокого уровня, которые могли бы делать действительно что-то полезное. Поэтому мы ищем в команду исключительно профессионалов, мидлов или сеньоров.

У нас есть ребята, кому нравится обучать, и мы проводим каждый четверг мероприятие «открытый микрофон», где сотрудник может рассказать о новых тенденциях в разработке или задать вопрос, чтобы получить feedback от всей команды на подтверждение своих гипотез.
— По каким показателям вы оцениваете эффективность бизнеса?
— Мы работаем, как и вся Долина, по OKRs, которые выставляются поквартально. Если мы их выполнили на 80%, то мы молодцы. Показатели могут быть основаны на метриках или на выполнении задач, например, увеличить количество регистраций в сервисе, уменьшить отток клиентов, перейти на новую базу данных, увеличить процент счастья клиентов… На данный момент у нас лучшая тех поддержка на нашем и на смежных рынках, NPS (индекс клиентской лояльности) составляет 90-95%.

При этом мы осознанно ушли от административного контроля за сотрудниками, чтобы не тратить время, ресурсы и внимание на проверку и подсчеты показателей.

У нас нет такого, что надо прийти во столько и уйти во столько.

Каждый приходит, когда захочет. Если человеку нужно отпроситься, то он просто пишет в чат, что его сегодня не будет, или он будет работать из дома, – при этом его никто не будет контролировать.

Идея в том, что человек должен сам хотеть делать, и у нас в команде осознанные люди!
— Как вы пришли к этой идее?
— Мы дважды ездили в США, где общались с топ-менеджерами крупнейших IT-компаний: Google, Intercom, Apple, Amazon, Zappos. Везде задавали один и тот же вопрос: как выстраиваете работу команды?

И везде получали один и тот же ответ: культура. Если в компании есть корпоративная культура, которая не насажена сверху регламентами и списком правил, а появилась благодаря совместным решениям команды и действительно «живёт» внутри каждого сотрудника — тогда самые высокие горы сворачиваются так, словно это небольшие препятствия.
— На ваш взгляд, какие три основные составляющие успешного бизнеса?
— В ИТ сфере – это команда, команда и ещё раз команда. Поэтому мы переехали в этот крутой офис на 18 этаже Green Plaza, чтобы создать все условия именно для команды, хотя могли бы потратить эти деньги миллионом разных способов.

Нам постоянно приходится делать что-то новое, что-то изобретать, мы не создаем каких-то повторяющихся вещей, которые можно заставить людей делать из-под палки, описать регламентами или замотивировать KPI-ем.

Есть такие задачи: например, придумать решение для оптимизации скорости работы сайта, для решения которых нужно просто создать условия, дать все возможности и оставить человека в покое. И с какой-то вероятностью, он найдет наилучшее решение. Опять же, все зависит от того, кто в команде.

Потому что профессионалами просто так не становятся, профессионалы любят решать головоломки, и у нас работают любители их решать.
— Что вы цените в людях? Какие люди вас восхищают?
— Внутри команды нам важно, чтобы на человека можно было положиться, доверие. Мне нравятся люди, которые имеют необычные увлечения, очень важно, чтобы человек чем-то увлекался или хотел увлекаться. Я ценю юмор, так как генерить уместные шутки и колкости может только достаточно образованный человек. Мы очень много смеемся в офисе, есть время задач и есть время отдыха, переключения.
— Как вы восстанавливаетесь после напряженной работы? Какие у вас отношения со спортом?
— 8 лет я ходил в тренажерный зал, сейчас занялся боксом, потому что это более интеллектуальный спорт, где нужно думать головой. Стараюсь куда-то уезжать, чтобы переключаться. Мне нравится прокачиваться, я не люблю просто валяться на пляже больше 3х дней, так как потом начинается умственное разложение. Мне важно узнавать что-то новое или делать что-то полезное, тогда я чувствую, что день прожит не зря.
— За какими предпринимателями и известными людьми вы наблюдете? Читаете их блоги, смотрите интервью?
— Раньше это были Брэнсон, Джобс и Илон Маск, пока он еще не был мейнстримом. Сейчас Сатья Наделла, CEO Microsoft, он рассказывает о том, как реформирует компанию - Microsoft очень сильно меняется в последние 5 лет. Из русских: Михаил Токовинин, основатель Amo CRM, он непубличный человек, мне нравятся его мышление, подход к бизнесу и трезвый взгляд на вещи. Алекс Яновский, генеральный директор «Суши Мастер». Андрей Дороничев, один из главных продакт-менеджеров в сервисе Stadia. Дмитрий Мацкевич, сервис Dbrain, рассказывает о том, как работают привычки и мозг.
— Что вы читаете? Есть любимые фильмы и книги?
— Из фильмов это «Пятый элемент», «Мирный воин» и «Приключения Шурика». Сейчас я читаю больше литературы не по бизнесу, а про работу мозга и сознание, про то как мы воспринимаем информацию… Один из последних запомнившихся авторов Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю» и «Совершенное тело за 4 часа». Мне нравится наблюдать за экстраординарными людьми, которые делают экстраординарные результаты. Раньше я не выходил из магазина не меньше, чем с тремя книгами, покупал столько, что не успевал читать. Потом я понял, что больше не могу потреблять контент и не читал несколько лет, выгребая знания, которые скопил. Потом была вторая волна чтения, когда надо было изучать опыт зарубежных компаний, как строить культуру и оргструктуру…
— Дайте определение деньгам. Как вы к ним относитесь?
Деньги – это энергия, если ко мне приходят деньги, значит, то, что я делаю, приносит пользу. Я занимаюсь бизнесом не ради количества денег. Если взять наш переезд в самый высокий офис, то с бизнесовой точки зрения мы сделали глупость, но мы создали лучшие условия для профессионалов и для будущего развития… Чем больше у тебя энергии, тем большего размера вмятину ты можешь оставить в этом мире.
— Какие страны, города вам нравятся? Хотели бы вы переехать из Перми?
Мне нравится Бали как место для отдыха с очень развитой инфраструктурой, Стамбул – очень красивый, древний и интересный город, Америка – Клондайк самой разнообразной природы.

Москва для меня — это место безмерного неосознанного потребления, где все мотивирует тебя на гонку за внешней частью, противоположность ей – Сан-Франциско, где как раз важна внутренняя часть, абсолютная свобода самовыражения, открытые люди без пафоса (который очень ощущается в Москве).

Но я выбираю Пермь. Последнее время всё чаще слышу, что Пермь – это Кремниевая долина России, здесь есть что-то такое, что позволяет стартапам развиваться, благодатная почва для роста и отсюда можно работать на Россию и весь мир. Сейчас в Перми есть ИТ-компании и их продукты, которые завоевали популярность во всем мире. Это восхищает и вдохновляет.
— Что важнее: путь или результат?
Путь. Мне нравится цитата Щварценеггера про то, что деньги не делают вас счастливее. «Я не стал счастливее от того, что в прошлом году у меня было 48 миллионов долларов, а в этом 50».

Раньше я часто смотрел в первую очередь на результат и работал по 12-14 часов в сутки, когда ты достигаешь результата, то хочешь следующего, и не получаешь уже такого удовольствия от него, тем более если ты пришёл к нему не очень хорошо.

Сам по себе результат это лишь точка твоего пути. Можно быстрее прийти к результату, но это не значит, что жизнь была полной. Я выбираю осознанный путь в сторону результата.
Оставьте заявку на подбор персонала и получите консультацию HR специалиста бесплатно!
Контакты
Пермь, ул. Куйбышева,105

Контактный номер:
+79127872200
hragent2019@gmail.com
Made on
Tilda